Отчет об участии в 16 краевой научно-практической конференции "От цифровой школы к цифровой экономике Хабаровского края"

Мероприятия конференции проходили 28-29 ноября 2018 года на территории гостиничного комплекса "Турист" г. Хабаровска см. повестку
Фотообзор мероприятия


День 1-й

Доклады пленарного заседания:
1. "Открытие конференции", Шляхтенко Я.А., заместитель начальника управления инфраструктуры имущественного комплекса и информатизации образования Минобрнауки ХК.
Основная идея - Яна Алексеевна обратилась к участникам с приветственным словом. Рассказала о программе Цифровая экономика, ускоренном внедрении майского указа Президента - в сфере образования он требует создания ЦОС в ходе реализации нацпроекта Образование. Под это выделяется бюджет.
Мнение - именно выделенным бюджетом объясняется обилие на конференции представителей разных ЦОС. Неясен механизм отбора ЦОС, а ведь в ней нам всем потом работать. И как она будет интегрироваться с уже внедренными решениями?
Выводы для себя - что сверху спустят, в том и будем работать. Однако будет обидно, если на освоение некой ЦОС будут потрачены усилия, а потом она бесследно сгинет (как это случилось, например, с САПКА)
2. "Цифровая трансформация в РФ",  Стремилов Д.С., заместитель министра, начальник управления развития инфраструктуры  связи МИТИС ХК. Презентация к докладу
Основная идея - Дмитрий Сергеевич рассказал о цифровой трансформации в РФ через призму регионального проекта Цифровая экономика ХК. Кто владеет информацией - владеет миром, данные - новая нефть, 80% цифровой экономики - Интернет-торговля. Греф, блокчейн, бигдата и т.д. Будущее наступило - на 3D принтере печатают органы. Forbes оккупировали IT-гиганты. Опоздавшие будут потребителями. Мировой рейтинг цифровизации - Швеция, Швейцария - 1-е места, США - 4-е место, Россия - 39 место (10 лет отставания). Тоже рассказывал про указ 204 и направления цифровой экономики. Сервисы и микропроизводства надо приближать к потребителю. ШПД и ВОЛС развиваются, для этого выделяется и краевой и федеральный бюджет. Произойдет цифровизация отраслей (лесная - только начало).
Мнение - В интернете цифровизацию Грефа разобрали на мемы. Судя по примерам (печать органов и т.д.), США и Япония должны быть в лидерах рейтинга, но почему то там Норвегия, Швеция, Швейцария - что-то эти страны не знамениты ИТ-гигантами. Будущее наступит, вот только  не у нас, а в США и пр. развитых странах. Сколковы не помогут - менять надо всю систему. Микропроизводства?, стартапы? - сначала надо обеспечить поддержку малого бизнеса в этой стране.
Выводы для себя - примеров успешного преображения стран и технологических рывков не так много, будем надеяться на лучшее, но скорее всего получится, как всегда.
3. Региональный проект ЦОС, Мельникова Т.В., ректор КГОУ ДПО ХКИРО. Презентация к докладу
Татьяна Валентиновна рассказала про национальную технологическую инициативу 2035, стратегию ХК и приоритетные задачи Национального проекта Образование,  про необходимость воспитания кадров: 9 федеральных проектов – «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». Региональный проект ЦОС - бигдата, прототипирование, программирование, ИОТ, решение проблем цифрового неравенства, в т.ч. ОВЗ. 100% доступа в Интернет. ЦОС - единое цифровое облако, бигдата и автоматизация управления, эл. отчетность. Требуется финансирование, развитие инфраструктуры, создание цифрового контента в т.ч. вирт. реальности.
– девять федеральных проектов, – начал разговор Алексей Анатольевич. – Это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».Источник: https://ugra-news.ru/article/natsproekt_obrazovanie_uchimsya_vse_vmeste/
При копировании материала с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
– девять федеральных проектов, – начал разговор Алексей Анатольевич. – Это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».Источник: https://ugra-news.ru/article/natsproekt_obrazovanie_uchimsya_vse_vmeste/
При копировании материала с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
– девять федеральных проектов, – начал разговор Алексей Анатольевич. – Это «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования».Источник: https://ugra-news.ru/article/natsproekt_obrazovanie_uchimsya_vse_vmeste/
При копировании материала с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Мнение - на словах можно выстроить будущее хоть завтра, на деле подобный скачок требует соблюдения многих условий. Без благоприятного экономического и социального климата выращенный с таким трудом программист может утечь за рубеж физически или виртуально (фриланс). Построение комплексной ИТ системы такой сложности в ближайшие 5-10 лет практически невыполнимо.
Выводы для себя - громкие лозунги обычно лозунгами и остаются. Вместо НьюВасюков скорее всего получим некоего франкенштейна наподобие МЭО+САПКА+ДневникРу.
4. Итоги развития ХКОИС в 2018 году, Мендель А.В., зам директора ХКЦ НИТ ТОГУ, Презентация к докладу
Основная идея - скорость и V растет, по возможности переключают школы на канал получше, на оптоволокно. В глубинке - спутник, в Хабаровске - 10>Мбит (43% школ), остальным - 2 Мбит.  Тариф безлимитный. Т.е. в ХК параметры ШПД, указанные в проекте ЦОС, соблюдаются уже сейчас. И вообще, какой смысл тянуть в школы много Мбит, если у них такие лок. сети, что школа забирает не более 10 Мбит, это их (школ) проблема. Отслеживать расход трафика (особенно досаждает обновление Windows), прежде, чем жаловаться, обращаться в техподдержку (88002503750 или 84212733713 noc@edu.27.ru).
Мнение - в общем объеме школ 43% выглядят впечатляюще, но если считать населенными пунктами, то картина будет совсем другая. Реальная скорость значительно ниже той, что указана в параметрах (50-100 Мбит), рано почивать на лаврах. В школах нет возможности самостоятельного построения и поддержки качественных локальных сетей.
Выводы - продолжать отключать обновление Windows всех ПК, подключенных к Интернет.
5. Электронная образовательная среда, как ключевое направление программы "Цифровая экономика РФ", Кожухова Ю.А., руководитель направления департамента прикладных проектов макрорегионального филиала Дальний Восток, ПАО Ростелеком. Презентация к докладу.
Основная идея - ЭОС - ключ к цифровой экономике. Ростелеком - лидер, есть предложения для ИБЦ, платформа РОББО, платформа цифрового гос. взаимодействия и др. Цены - 100 т.р. - 2 м.р. (что за что, осталось непонятным)
Мнение - непонятно, как Ростелеком будет объединять разные платформы. Дорого.
Выводы - изучать конкретные коммерческие предложения, а стратегические решения пусть принимает (и оплачивает) руководство на краевом, федеральном уровне.
6. От электронных дневников к цифровой образовательной среде, Бакунин П.Е., директор по развитию ГК Новый диск. Презентация к докладу.
Основная идея - Павел Евгеньевич описал комплексное решение по цифровизации региона, школы, включающее и ЦОРы, и Дневник/Журнал, и систему автоматизации аттестации учителей.
Мнение - непонятно, как это совместить с уже внедренным, например ДневникРу.
Выводы - изучать конкретные коммерческие предложения, а стратегические решения пусть принимает и оплачивает руководство на краевом, федеральном уровне.
7. Цифровая трансформация образования, Бурлакова Е.П., представитель Microsoft по работе с образовательными организациями в ЦФО, ПФО, ДВФО, СФ. Презентация к докладу.
Основная идея - Елена Петровна описала стремительную смену технологий. К 2030 г. 60% профессий станут неактуальны. Сегодня надо учить профессиям, которых еще нет. У Microsoft много проектов и партнеров - Реформатика, ЯКласс, Профконтур, Физикон, TEDIUM, Экзамус, Облако знаний и др.
Мнение - докладчик пребывает в параллельной реальности. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы в РФ к 2030 г начала пользоваться спросом такая профессия, как биоэтик или космобиолог. В США - может быть. Эйфория вокруг ИТ неоправдана, ИИ не панацея. Технологии лимитируются скоростью обучения. Сегодня ИТ специалисту приходится непрерывно учиться, чтобы поддерживать актуальность знаний, это потолок человеческих возможностей, смена образовательных технологий может помочь, но не факт, что радикально.
Выводы - пробуем работать по-новому, но чудес не ждем.
8.  Эволюция цифровых образовательных экосистем - от МЭШ и РЭШ к универсальным решениям, Серебрякова Т.Г., зам. главного редактора по развитию в АО Издательство Просвещение. Презентация к докладу.
Основная идея - Татьяна Геннадьевна рассказала, что качественное образование - ПИЗАподобное - это забытое советское образование. Нужно попасть в 10-ку по качеству образования и какие же цифровые инструменты для этого выбрать? Конечно же, Просвещение! Разумный баланс нового и старого. МЭШ - Московская Электронная Школа - невероятно дорогая, а уже устарела, необходимо переоснащение школ. РЭШ - единый подход, атомарный поход к ЦОР, дистанционные и индивидуальные образовательные модули, Просвещение же обеспечит качественный контент. Не будет универсального решения - даёшь интеграцию через API. Проекты Путь Просвещения, Медиатека Просвещения. Цифровое образование исключит ручной труд.
Мнение - неясно, на что переоснащать школы. Мысль про интеграцию через API перспективна. Сомнительно, что из образования можно исключить учителя.
Выводы - ученики нуждаются в социализации, общении, цифра этого не заменит. Наставник также необходим
9. Образовательные проекты Яндекса в эпоху цифровизации. Растворов Д.А., директор по развитию проекта «Яндекс.Учебник». Презентация к докладу.
Основная идея - Дмитрий Александрович рассказал про вызовы нового времени, требующие нового обучения. Поколение Z требует зрелищности, доступности контента, но это возможно лишь в ущерб пользе - важен баланс. Яндекс реализует разные проекты в т.ч. и образовательные. Сервисы Яндекса входят в рекомендуемые кейсы АНО Цифровая экономика. ЯндексУчебник - 2-4 класс, математика и русский. ИОТ, задания, конструктор уроков, ПКПК.
Мнение - мало классов, мало предметов.
Выводы - посмотреть, попробовать можно, тем более задаром.
10. Можно ли учиться в соцсетях?, Кечеджан А.Г., креативный продюсер социальных сетей, автор проекта "Соцсети как открытый университет". Презентация к докладу.
Основная идея - Алла Гаспаровна рассказала про 1500000 комментариев к ее проекту Математика великая и ужасная, про правило 6 рукопожатий, обучение взрослых через соцсети. А можно обучать так и новое поколение. От STEM переходим к STEAM. Урок с прямой трансляцией - ключ к распространению знаний.
Мнение - понятно, что открытость в целом приводит к росту качества образования, однако для большинства учителей веб-трансляция урока - страшный сон. Учителя в целом не готовы к такой открытости, нервная система не выдержит эмоциональных перегрузок от фидбека. ХКОИС блокирует все соцсети. Вообще, соцсеть создана для развлечения, в ней слишком сложно поддерживать концентрацию, аудитория может просто утечь, а бОльшая зрелищность материала снизит его пользу (согласно Растворову Д.А.).
Выводы - развитие креативности, актерства, навыка презентации и самопрезентации у учителя - дело полезное. Открытость образовательного процесса и эмоции фидбека могут как улучшить, так и ухудшить ситуацию с преподаванием, нельзя это рекомендовать, как панацею.
11. Цифровая трансформация в образовании как инструмент выстраивания ИОТ. Использование актуальных ЭОР в оценочных процедурах. Современные возможности комплектования школьных библиотек, Шарафиева В.Г., директор по продажам цифровой образовательной платформы LECTA корпорации «Российский учебник». Презентация к докладу.
Основная идея - Венера Гумаровна тоже сделала акцент на стремительных переменах, устаревании профессий, образование д.быть актуальным. У детей гаджеты, пусть гаджеты их учат (BYOD). LECTA - интерактивный конструктор, снимает рутинные операции. Учителю меньше нагрузки, контролерам - аналитика. Предлагают ЭФУ (в 6 раз дешевле, но для проверок равнозначен бумажным) + тренажеры, тесты, интерактивные ресурсы, качественный контент, КПКПК (свои - бесплатно, платные только те, что с выдачей удост. уст. образца). Книговыдача - 500 дней. Библиотекарь - модератор образовательного процесса. Модуль Классная работа, тренажеры - бесплатно. Готовые рабочие программы и план урока, материал к уроку + можно редактировать под себя. Даже физкультурник с такой поддержкой отведет любой урок. lecta.rosuchebnik.ru
Мнение - непонятно, платные только ЭФУ, можно купить 1 книжку и работать в системе всей школой?, какие возможности интеграции?, есть ли ОВЗ?
Выводы - интересно посмотреть, особенно если есть бесплатный пробник.

Open Space IT-идея: на очный тур было представлено 6 проектов, победителей заочного тура (указанные здесь названия проектов могут отличаться от реальных)
Номинация «Умный детский сад» или ИКТ как инструмент реализации педагогических технологий в дошкольных учреждениях
1. Одзял Н.Ю. - МДОУ дс «Сказка» № 126 г. Комсомольска-на-Амуре  
Проект «Шахматный кружок». В серии занятий в специальных интерактивных презентациях с триггерами дошкольники в игровой форме знакомятся с различными фигурами и правилами их движения, постепенно осваивая навык игры в шахматы. Налажено взаимодействие с шахматным клубом г. Комсомольска
Совет: тиражировать и пиарить опыт в сети Интернет
2. Щеголихина А.А. - МДОУ дс № 42 г. Комсомольска-на-Амуре
Проект "Мультстудия Забавный Лунтик" Организовала в дс мультстудию, дошкольники чередуют роли - сценарист, художник, мультипликатор, оператор. Педагог монтирует видео и выкладывает в Ютуб на канал "Забавный Лунтик".
Номинация «Формула ВКУСного урока» или информационные технологии для школы XXI века
3. Глущенко Н.В. - МБОУ СОШ Высокогорненского г.п.
Проект "Программирование учебных пособий" 
Старшеклассники программируют учебные пособия на Delphi. Полученные пособия можно использовать в образовательном процессе.
Совет - перейти на Java, работать с прицелом на веб-публикацию.
4. Линник А.А., Белина О.О., Фролова С.В. - МОУ Гимназия №45 г. Комсомольск-на-Амуре
Проект "Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку" Педагоги составили мультимедийное пособие, включающее как теоретический, так и контрольный материал, и которое можно использовать для дополнительных занятий с детьми или детям для самоподготовки.
Совет: тиражировать и пиарить опыт в сети Интернет.
Номинация «Менять нельзя работать как прежде» или Путь от библиотеки к ИБЦ
5. Савина Т.Н. - МБОУ СОШ № 5 им. Р.А. Турского г. Амурска
Проект «Магия книги» Для популяризации чтения, ученикам предоставляется выбор книги из списка по тематике, в процессе чтения ученики делают селфи, ведут обсуждение прочитанного, лайкают друг друга.
Номинация «Особые подходы к особым детям» или ИКТ в работе с обучающимися с ОВЗ
6. Солошина Н.Д. - МОУ СОШ № 15 г.Комсомольск-на-Амуре
Проект "Интерактивная карта города" Дети с ОВЗ (ЗПР) не знают города, не знают, где удовлетворить свои особые потребности. Эти места можно отмечать на интерактивной карте, проводить занятия, обмениваться картой с другими педагогами, взаимно пополнять.

День 2.

Встреча с мастером (Workshop)
Коммьюнити-менеджмент при создании образовательных проектов в соцсетях, Кечеджан А.Г., креативный продюсер социальных сетей, автор проекта "Соцсети как открытый университет"
Соцсеть - место оригинального контента, эмоций и квалиа. Любой может постить и транслировать, а если слегка подучиться ("Самоучитель публичных выступлений"), так и вообще будешь как профи. Взгляните на мои соцсети Newtonew Математика для гуманитариев, но бывает обидно, когда набигают профи и дизлайкают, посылают варить борщ, а я их забанила и ОК. Делайте как я, чтобы стоять - надо бежать, а чтобы двигаться вперед - надо бежать еще быстрее.
Мастер-классы
Здесь я давал мастер-класс, на котором рассказал об основных направлениях устранения цифрового неравенства обучающихся с нарушениями интеллекта посредством курса ИКТ-грамотности.
Мозоль Л.Н., воспитатель КГКОУ ШИ 11 п.Ванино, рассказала о своей программе ИКТ-грамотности.
Колесникова Е.В., учитель математики, физики и информатики МБОУ ООШ сп Даппы,  рассказывала о площадке для геймификации образовательного процесса ClassCraft 
Еще один педагог, к своему стыду, не запомнил ФИО и тему, дала мастер-класс по PLICKERS
Проектная сессия "Целевая модель ЦОС"
Я, в составе группы педагогов, креативил на темы
1. Зачем педагогам ЦОС: удобные ЭФУ и ЦОР, конструктор уроков; автоматизация образовательного процесса - организация ИОТ, подсчет статистики и ведение отчетности; коммуникация всех участников образовательных отношений, в т.ч. через соц.сети; учет особенностей детей с ОВЗ; самообразование для всех желающих, автоматизация ПКПК и аттестации.
 2. Чему нужно будет учить педагогов для эффективной работы в ЦОС:
Базовый уровень - инструменты: мышкой щелкать в основном умеют, а вот основами онлайн-взаимодействия не владеют, даже почтой не пользуются, надо учить; затем Web 2.0 сервисы для образования - Гугл документы, площадки типа LearningApps, соцсети для образования. Еще будет полезно обучать навыкам презентации и самопрезентации, визуализации контента - скрайбинги, объясняшки, инфографика, пины, prezi, просто умение составлять хорошие презентации. 
Продвинутый уровень - технологии: технологии субъектного взаимодействия, позволяющие передать активность обучающимся - перевернутый класс, BYOD, учитель как фасилитатор, тьютор; полезно будет обучать навыкам геймификации образовательного процесса; также важно, чтобы носители опыта его тиражировали, здесь поможет онлайн-коучинг, тьюторство продвинутых учителей над теми, кто на базовом уровне.
Результаты я представил аудитории.

Мастер-классы пленарников
Образовательные продукты компании Новый диск, Бакунин П.Е., директор по развитию ГК Новый диск
Павел Евгеньевич подробно описал портал Образовариум, продукты компании для дошкольников (диски, РОБОБОРИК), менее подробно - ЦОР для школ. Сетевой город - комплексное решение по цифровизации региона, школы, включающее и ЦОРы, и Дневник/Журнал, и систему автоматизации аттестации учителей.
Всё же сложилось ощущение, что продукты эклектичны и не могут заменить учебник, а могут быть только поддержкой учебного процесса. Про сетевой город можно говорить только после апробации, но понравилось, что все функции в 1 месте.
MS Office в учебном процессе: незнакомые функции знакомых инструментов, Алтынова Н.А., сертифицированный тренер проекта "Школа высшего пилотажа" Microsoft.
Надежда Анатольевна: Office 365 - мега круто, дают терабайт, ничего не пропадает, совместная работа, корпоративная почта с безопасностью, мессенджеры и всё-всё-всё. 
Докладчик заманивала халявой, но мы люди ученые - я уже знаю, что по бесплатной подписке основные продукты Офис будут в виде веб-версий. Когда докладчик сказала, что web-версии Office и PowerPoint лучше и быстрее, т.к. всё обсчитывается на серверах Microsoft, у меня отпала челюсть. На самом деле я не доверяю подпискам и не люблю веб-версии, т.к. при отсутствии Интернета и/или оплаты эти продукты превратятся в тыкву.
Из зала были замечания про Офис от Дневник.ру, я такой ставил, и через год он превратился в тыкву, но люди уверяли, что у них работает годами. Больше ничего нового не узнал, однако 1,5 часа пролетели незаметно. У Надежды явно талант к продажам.

Впечатления от мероприятия:
Весьма плотное мероприятие, много интересного и нового. Понравилось, что не на Заимке, а недалеко от вокзала. 
Организация могла быть и лучше, некоторые выступающие не соблюдали регламент, панельная дискуссия пала жертвой этого недосмотра и наши мастер-классы были урезаны.
Вопросы оставила проектная сессия - по-моему, если сменить формат этой деятельности. результат мог бы быть поосновательней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий